Местные жители называют себя картвели, от их кухни без ума весь мир, а о гостеприимстве слагают легенды. Корреспондент NGT выяснил, как изменилась столица Грузии за последние годы и что интересного можно увидеть в ее окрестностях.
День первый. Tbilisi loves you
Первое, что встречает нас в аэропорту Шота Руставели — сеть Wi-Fi с говорящим названием Tbilisi Loves You. Уловка явно работает — вся наша группа тут же расплывается в улыбках. После московских дождливых +10 ˚С местные солнечные +27 ˚С кажутся приятным сном, при том что на календаре октябрь.
До Тбилиси совсем недалеко, и уже через 20 минут мы пересекаем тесные улочки старого города. Соседство маленьких домиков, покрытых черепицей, с современными зданиями, построенными полностью из стекла, производит впечатление: наш гид Лексо обращает на них отдельное внимание, называя «стекляшками». Эти здания возвели совсем недавно, при Саакашвили, и местное население тяжело привыкает к ним — уж очень разителен контраст с архитектурой старого Тбилиси. Действительно, мост, похожий на стеклянную трубу, или футуристичные «грибы» Дома Юстиции кто-то будто случайно обронил среди покосившихся домиков.
Прогулку мы начинаем с Абанотубани, или «района бань»: их закрытые купола, кажется, вырастают прямо из-под земли.
— Есть легенда о царе Вахтанге I Горгасале, — рассказывает Лексо. — Его сокол на охоте ранил фазана. Фазан выпил воды из источника и чудесным образом исцелился от ран. Царь, увидев это, приказал основать на этом месте город.
Стекло в Тбилиси не случайно выбрали в качестве одного из основных строительных материалов. Таким образом прошлое правительство пыталось бороться с коррупцией: предполагалось, что в государственных учреждениях вся работа должна быть на виду и любой желающий может даже с улицы понаблюдать за ней.
Чудо-источник бьет из-под горы Табори. Здесь с XVI века начали строить комплекс парилок. Сегодня можно выбрать баню на любой вкус и кошелек: от простых общественных, которые обойдутся всего в 3 лари, до уединенных «комнат» за 30−120 лари, где любят поправить здоровье знаменитости. Это детокс на местный лад: процедуры помогают выводить шлаки, избавляют от болезней, улучшают состояние кожи и волос.
Я выбираю отдельную парилку и заказываю пилинг и массаж — без них смысл купания в серной воде теряется. Через 15 минут стойкий запах сероводорода уже совсем не ощущается. Хорошенько прогревшись в сауне, я несколько раз окунаюсь то в холодный, то в горячий бассейн, где циркулирует серная вода. После этого приступает к действиям парильщица: она делает своеобразный пилинг тела грубой мочалкой с использованием виноградного уксуса и несколько раз обливает меня горячей серной водой, а вторая парильщица делает массаж пенной мочалкой. В результате кожа и правда будто блестит, а меня не покидает ощущение, что я заново родилась.
Абанотубани восстановили и облагородили лет 7−8 назад. А одну из стен, проходящих вдоль бань, приспособили под арт-площадку. Мы застаем выставку современной фотографии Tbilisi Photo Festival. Рядом на горе — Ботанический сад и водопад.
— Вокруг много школ, поэтому мы часто прогуливали в саду уроки, — признается Лексо. — Даже учителя сюда захаживали.
Гид ведет нас выше в гору. Улочки становятся все уже, а уклон круче. Я пытаюсь представить, каково было бы спускаться отсюда в гололед.
Сверху, с крепости Нарикала, открывается потрясающая панорама: крошечные домики, спускающиеся вниз по склону, и выглядывающие среди них церкви, мечети и синагоги. Центр города похож одновременно на Стамбул, Прагу и Варшаву, а главная «парадная» улица — проспект Руставели — уносит мыслями в советское детство.
День второй. Царское здоровье
Рано утром мы выезжаем из Тбилиси на запад и через пару часов оказываемся в Боржоми. Город находится в ущелье на высоте 850 метров над уровнем моря. Местный климат удивительно мягкий — недаром вокруг много растительности. А ведь изначально Боржоми служил военным укреплением, охранявшим подступы вглубь страны. Этот курорт был популярен еще с царских времен, а сегодня стал настоящей визитной карточкой Грузии.
История места неразрывно связана с добываемой здесь минеральной водой. Во время раскопок в начале XX века в Боржоми обнаружили каменные ванны, датируемые началом первого тысячелетия нашей эры. Судя по всему, тогда воду использовали для купания. Заново месторождения открыли уже в конце XIX века, во время русско-турецкой войны.
— Легенда гласит, что здесь остановился Херсонский гренадерский полк, — делится Темури Корошинадзе, главный технолог «Боржоми». — Мужчины подстрелили молодого оленя. Животное бросилось прочь от людей — в сторону источника с водой. А через мгновение олень грациозно выскочил из него совершенно здоровый и быстро скрылся от преследователей. Так люди узнали о минеральном источнике с необычными свойствами.
Немногим позже полковой врач грузинских гренадеров отправил первые пробы воды в Москву и Петербург. Они и выявили ее благотворное влияние на желудочно-кишечный тракт. В 1841 году царский наместник на Кавказе привез сюда на лечение свою дочь. С тех пор популярность целебных источников росла с невероятной скоростью: знатные особы строили в Боржоми летние резиденции, по всему городу открывались гостиницы, парки, скверы. В 1890 году была откупорена первая бутылка воды, изготовленная заводским методом. До этого ее разливали только вручную.
Первые цветные снимки Боржоми сделал известный фотограф Сергей Прокудин-Горский. Он приезжал сюда в 1905—1915 годах по заданию императора Николая II. Кадры представляют огромную историческую ценность: на них фотограф запечатлел природу, людей, достопримечательности.
— Эта вода — просто кладезь полезных элементов, — гордится Темури. — В ней присутствует почти вся таблица Менделеева: более шестидесяти соединений, необходимых человеческому организму, а также микро- и макроэлементы. Она богата минералами, лечит заболевания желудочно-кишечного тракта, улучшает состояние кожи и самочувствие в целом, очищает от шлаков, тяжелых металлов и нейтрализует вредное воздействие окружающей среды на весь организм.
Я пробую воду на скважине завода. Она теплая, солоновато-горькая на вкус, но пьется на удивление легко и приятно. Видимо, за счет малой газации.
— Степень нагрева воды при выходе на поверхность составляет примерно +38…+39 ˚C, — слушаю я Темури, пропуская уже третий стаканчик. — Это позволяет ей подниматься с глубины 1500 метров без всяких насосов. Температура близка к температуре человеческого тела, благодаря чему микроэлементы уже через пару минут попадают в плазму: организм не теряет времени ни на согревание, ни на охлаждение. До сих пор ученые открывают новые полезные свойства этой минеральной воды.
Когда мужчины подстрелили молодого оленя, животное бросилось прочь от людей — в сторону источника с водой. А через мгновение олень грациозно выскочил из него совершенно здоровый и быстро скрылся от преследователей.
«Боржоми» содержит двухвалентное железо, которое, окисляясь, и придает воде своеобразный запах. На заводе в нее добавляют только углекислый газ и ничего больше. Самое приятное — лимита на потребление этой воды нет.
— Сколько требует организм, столько и пейте, — одобряет главный технолог.
И правда, останавливаться совсем не хочется!
День третий. Виноград всему голова
Ближе к Кахетии пейзаж меняется: вокруг появляется много зелени, воздух становится более насыщенным. Местные называют этот край самым благодатным во всей Грузии — именно здесь произрастает 75% всего винограда в стране.
Мы заезжаем на один из виноградников в Алазанской долине. На краю стоит церквушка и течёт родник, а вдоль лоз тянутся кусты розы и гранатовые деревья.
— Розы и гранаты здесь высаживают специально: таким образом при опылении виноград приобретает особенный вкусовой оттенок, — поясняет гид.
Любой желающий может приехать сюда и пособирать изумрудные ягоды — на мягком солнышке делать это вдвойне приятно.
Неподалеку есть винодельня. Ее начали строить в 1959 году, чтобы хранить вино со всей Грузии. На сегодняшний день хранилище состоит из 15 туннелей, общая протяженность которых составляет семь километров. Целый год там поддерживают постоянную температуру и влажность, что помогает сохранить все свойства вина.
Нам предлагают самостоятельно раздавить только что собранные ягоды. Процесс только на первый взгляд кажется легким: после 15 минут интенсивного «хождения» мышцы дают о себе знать. Давить виноград можно только в специальной стерильной обуви. Но труды того стоят: вкус только что выжатого виноградного сока не сравнится ни с чем другим.
Вино для грузин — не просто напиток. Это национальное достояние. Его производят в каждой семье, с ним связано бесчисленное множество легенд и преданий, а традиции застолья почитаются и соблюдаются всеми без исключения.
Тамада — самый важный человек на застолье. Он «ведет» все мероприятие, следит за порядком и соблюдением всех правил, чувствует и направляет ход беседы. За непослушание или пренебрежительное отношение к требованиям тамада может «наградить рогом»: провинившемуся наливают полный рог вина, который необходимо выпить до дна, так как поставить такой «стакан» невозможно. А если все-таки содержимое остается, его могут даже вылить на голову наказанному.
Тосты, как правило, произносит тоже тамада, так что по этой части нужно быть действительно знатоком. Каждая из речей — это целая история, мораль которой безгранична. Непременно поднимают бокалы за гостей, хозяев, родителей, Бога и женщин. Вообще, грузинское застолье подчиняется своей особой драматургии: у него обязательно есть начало, кульминация и конец.
— Мы верим, что каждый гость послан нам Богом, — светится тамада Давид. — Все те дни, что мы проводим с ним, Господь не засчитывает нам в возраст. Так поблагодарим же дорогих гостей за то, что почтили наш дом своим присутствием!
В конце застолья Давид восклицает: «Дашла — армошла!». Буквально это переводится как «собрались — расходимся». Другими словами, застолье завершается, гости расходятся, но лишь для того, чтобы совсем скоро снова собраться вместе.
Мне тоже хочется сказать Грузии «Дашла — армошла!». Чтобы обязательно приехать сюда вновь — и как можно быстрее.
Путеводитель
Тбилиси похож одновременно на Стамбул, Прагу и Варшаву. Здесь соседствуют друг с другом церкви, мечети и синагоги, современные здания и храмы начала первого тысячелетия нашей эры.
КАК ДОБРАТЬСЯ
Прямые рейсы между Москвой и Тбилиси выполняют авиакомпании Georgian Airways, S7 и «Аэрофлот». Время в пути — 2,5 часа, билет — от 9000 руб. в одну сторону.
Грузинский лари стоит примерно 30 руб. Везти с собой можно как доллары или евро, так и рубли — их без проблем можно обменять на каждом шагу. Снять лари здесь можно также и с рублевой банковской карты, причем в этом случае покупка совершается по более выгодному курсу, чем в обменниках на улице.
ЯЗЫК Старшее поколение свободно говорит по-русски, а вот молодежь в основном учит английский. В городе практически все вывески или объявления дублируются на этих языках.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Переходя дорогу, будьте внимательны, так как манера вождения в Грузии достаточно своеобразна: зебры без светофора для водителей словно не существуют, и, завидя пешехода, они редко тормозят. А вот преступность осталась в прошлом, по крайней мере, так уверяют все местные.
ЕДА
О грузинской кухне слагают легенды, а ее разнообразие не знает границ. Всевозможные приправы, соусы, очень калорийные, но при этом особенно вкусные мучные (хинкали, хачапури) и мясные блюда. Стоит также попробовать многочисленные закуски из тушеных овощей и орехового соуса.
ЖИЛЬЕ
Туристическая инфраструктура широко развита в Тбилиси, что позволяет найти жилье на любой вкус и кошелек. Частный сектор также изобилует предложениями: от богатых апартаментов до простых комнат с посуточной оплатой.