Скоро будет три года с тех пор, как на российские прилавки вернулось грузинское вино. И если сразу по возвращению хванчкару и ркацители покупали ящиками, то как обстоит дело сейчас, когда баланс спроса и предложения, вроде бы, не побоимся этого слова, устаканился?
Сейчас в России грузинское вино можно найти в любом супермаркете. Дефицита, как во времена СССР или запрета, как в Российской Федерации 2006-2013 гг., нет. Как говорится: бери — не хочу! И как реагирует покупатель? Берет? Или все-таки не хочет?
"Грузинские вина популярны среди разных групп покупателей, — говорит сомелье из Краснодара Максим Дьяченко. — Однако, в основном грузинские вина предпочитают немолодые люди, те, кто прекрасно помнит их по временам СССР. Многие с ностальгией вспоминают времена своей молодости, в которой важные моменты могли быть связаны с бутылочкой "Ркацители" или "Мукузани".
После снятия запрета на ввоз грузинских вин, производители приняли решение занять среднюю ценовую категорию на российском рынке вина. Но при этом грузинские вина могут быть совершенно разного качества.
"Один производитель может делать сладкую бурду, а его сосед, модернизировавший производство, выпускать качественный продукт, — говорит сомелье. — В ценовом сегменте 400-1000 рублей за бутылку грузинские вина вполне конкурентоспособны. В премиальном сегменте Грузии предложить пока нечего, в отличие от Франции, Италии, Испании и прочих производителей".
А вот известный писатель и телеведущий, владелец сети ресторанов "Хлеб и вино" Сергей Минаев считает, что в силу ряда обстоятельств популярность грузинского вина сильно упала.
"В Советском Союзе практически никаких вин, кроме грузинских, молдавских и крымских, не было, — говорит писатель-ресторатор. — Из всех перечисленных вин самыми хорошими считались грузинские. Лидерами продаж "Киндзмараули" и "Хванчкара" были до тех пор, пока на отечественный рынок не пришли вина из других стран".
По мнению Сергея, в начале 90-х грузинские вина оставались популярными по инерции, позже — из-за привлекательной цены. Потом случились известные события с эмбарго и возвращением на российский рынок.
"Оперируя цифрами таможенной статистики, можно сказать, что в первый год после отмены эмбарго был отчаянный всплеск: вин из Грузии завезли очень много, — говорит Сергей. — На следующий год спрос стал падать: цены были стабильно высокими, сопоставимыми с продукцией европейских производителей, а качество осталось на том же, советском, уровне".
Серьезную конкуренцию грузинским винам, по мнению Сергея Минаева, уже составляют крымские вина.
"Во времена нынешней непростой экономической ситуации человек ориентируется в первую очередь на кошелек, — уверен писатель-ресторатор. — Я поразился, когда год назад обнаружил, что в Крыму выращивают потрясающие урожаи. Прекрасное виноделие по цене гораздо дешевле грузинского — вопрос инвестиций и двух-трех лет".
Как же грузинские виноделы могут противостоять конкуренции? Повысить спрос, по мнению Максима Дьяченко, можно, "уронив" цены. Ничего сложного в этом нет. Однако стоит понимать, что падение стоимости неизбежно скажется на качестве. Делать этого, наверно, все-таки, не стоит. У грузинского вина есть свойства, за которые оно и ценится не только покупателями, но и профессионалами.
"На российском рынке традиционно популярны полусладкие вина, с высоким содержанием сахара, — говорит сомелье. — Именно таковы, в силу уникальных климатических условий и особых технологий производства, грузинские вина. И эта сладость, конечно, привлекает российского потребителя".
Но сахар — это для массового потребления. А знатоков привлекает другое…
"Большинство красных грузинских вин созданы на основе сорта "саперави" — мощного, насыщенного, достаточно терпкого и кислотного, — говорит сомелье. — В вине на основе "саперави" могут быть фруктовые ноты, тона кожи. Белые вина, как правило, легкие, летние, освежающие фруктово-цветочные".
Признает знаток вина и тот факт, что грузинские вина полезны для здоровья. Ведь, так или иначе, большинство долгожителей отнюдь не исключали вино из своего рациона.