Часто задаваемые вопросы Войти  |  Регистрация
Новости
Самое богемное место в Грузии — как живут на Арт-вилле Гарикула
02 Октябрь, 2018

Где в Грузии самое богемное место?  

Спрашивать об этом надо у сельских жителей в районе Каспи — начинайте через полчаса после того, как выедете из Тбилиси и проедете Мцхета.

Обычная узкая сельская дорога так и норовит разделиться тут и там, заставляя гадать, куда же сворачивать среди множества домов с фруктовыми садами.  Убедившись в том, что здесь живут приветливые люди, которые привыкли к расспросам, вы, наконец, уткнетесь в психоделические граффити на сельском заборе, а в конце дороги увидите дом с башней и флюгером, виноградник и приоткрытые ворота.

Во дворе растут розы, играет музыка, а красивые люди пьют кофе и вино, общаясь на разных языках и понимая друг друга. Это и есть Арт-вилла в селе Гарикула. Сюда, в деревню, название которой вполне можно перевести как «Изгнанник», уже десять лет приезжают исключительно для того, чтобы пожить полной богемной жизнью – делать искусство.

Чтобы попасть сюда, артисты со всего мира направляют свои проекты на сайт Арт-виллы и проходят отбор. Фестиваль здесь длится семь месяцев в году. На территории самой виллы и в округе непрерывно проходят выставки и экспозиции, а также множество воркшопов и докладов, вечеров современной и народной музыки.

«Свобода изгоев»

Под таким девизом прошел фестиваль в этом году. В нем приняли участие около 40 современных артистов из Грузии и из-за рубежа. Выставки и другие мероприятия приурочили к 100-летию Первой Республики Грузии.

Фестиваль открылся 26 мая с того, что в крепости стреляли из старинной пушки. Потом была фотовыставка, посвященная двум эпохам, когда в Грузии объявляли независимость — в 1918-1921 годах и в 1991 году.

 

Большой этап фестиваля в этом году посвятили искусству Южного Кавказа. На вилле читали стихи тбилисского народного поэта, ашуга Иетима Гурджи (1875-1940) на грузинском, армянском, азербайджанском и английском языках.

В Гарикулу из Парижа приезжал азербайджанский артист Баби Бадалов. Его проект — визуальная поэзия. Это похоже на дневник, который ежедневно заполняется лингвистическими опытами, зарисовками, орнаментами, трансформацией и новыми смыслами слов.

Также из Парижа привезли выставку грузинского художника Анри Басилая – на вилле уже 10 лет действует «французский» павильон, он стоит прямо в поле.

Еще в селе Гарикула любят устраивать блошиные рынки – местные жители выносят на распродажу разные интересные предметы – от посуды до чучел птиц, а приезжие художники с удовольствием ищут среди этого вдохновение.

В Гарикуле слушают доклады историков, работают над проектами, обсуждают научные обоснования свободы. И  между делом успевают провести неподражаемый день воздушных змеев.

27 сентября – в день, когда вся Грузия отметила трагическую дату 25-летия  войны в Абхазии, на вилле состоялся  показ документального фильма «Я переплыл Ингури».

30 сентября фестиваль официально закроется, но и после этого  в Гарикулу можно наведаться, чтобы осмотреть особняк, обсудить арт-объекты, прислушаться к себе, посмотреть в небо и подышать чистым воздухом.

Интервью с Создателем

У фестиваля, который проходит на Арт-вилле, есть имя — «Fest I Nova», есть символические небесные покровители – пионеры русского и грузинского авангарда, легендарные братья Илья и Кирилл Зданевичи, и есть свой создатель – Караман Кутателадзе.

Автор идеи художественной коммуны – человек необычный. Во-первых, он внук художника-модерниста Кирилла Зданевича и жил в том самом знаменитом доме на Кирпичной улице в Тифлисе, где братья в начале 20 века впервые выставили открытого ими художника-примитивиста Нико Пиросмани.

Во-вторых, Караман – сын живописца Аполлона Кутателадзе, именем которого названа Тбилисская Академия Художеств.

В-третьих, он 26 лет преподавал в этой самой Академии и ушел с поста декана, чтобы создать первый в Грузии Центр современного искусства, а затем и коммуну художников.

 

Через десять минут общения с Караманом Кутателадзе хочется немедленно узнать сразу много всего.

Например, как у него получается руководить всем этим международным артистическим хаосом мягко, но уверенно, говорить не торопясь, запоминать все имена, подбирать рубашки под цвет глаз и элегантно сочетать шляпу со спортивной обувью? И, еще, неужели они сами делают такое хорошее вино? (Спойлер — да, сами. И для этого на вилле есть настоящий винный погреб).

Чтобы все было по порядку, я ставлю свой стакан с вином рядом с диктофоном и задаю простой вопрос:

— Чем же вы занимаетесь здесь, на Арт-вилле?

— Я считаю, что занимаюсь тем, чем должен. Тем, чем занималась моя семья в Тбилиси на Кирпичной улице. В конце 19 века они построили дом, в котором собирались прогрессивные люди того времени, там прошла и первая выставка Пиросмани. К сожалению, этот дом не сохранился. После того, как моя двоюродная сестра эмигрировала в Париж, дом пришлось продать.

Фестиваль посвящен братьям Зданевичам, потому что, когда мы говорим о современном искусстве, то оно связано с ними, и не только в Грузии, но и в мировом контексте.

Зданевичи – это авангард первой волны, все, что существовало до 20-х годов, они были центральными фигурами этого процесса и оказали на него огромное влияние. Сейчас они несправедливо забыты. Да, в Тбилиси есть улица Зданевичей, но имя дали спонтанно, это место с ними не связано. Конечно же, хорошо, что такая улица существует. Но жаль, что почти не проводятся выставки.

 

Одна выставка Зданевичей состоялась еще в 1989 году. Тогда в Тбилиси приезжала делегация из Парижа, 25 человек и сын Ильи – Шалва Зданевич. Вторая выставка была в 2009 году, когда мы запускали свой фестиваль — выставлялись картины из запасников Национального музея и из частных коллекций. Вот и все.

А почему вы решили устроить коммуну для художников в таком месте, как Каспи, в деревне?  

Каспи и деревня Гарикула были известны еще в 19 веке. Cоседнее село – Ахалкалаки, это как город Сигнахи, здесь проходил Шелковый путь. В Гарикула находилось поместье князей Тархан-Моурави, здесь были летние резиденции знати, 26 дворцов, из которых осталось только четыре. Сюда раньше съезжались аристократы и артисты. Поместье князя было оформлено иранскими мастерами, здесь поставили первый театральный спектакль в европейском стиле.

В 60-х годах Каспи стали развивать как индустриальный центр, здесь также построили тюрьму и для всего этого нужна была инфраструктура. Из старинных зданий собирались сделать бараки, тогда мой отец и его друг Вахтанг Лежава — потомок князей Моурави, спасли эти строения, сделав некоторые из них базой Академии Художеств.

Трехэтажный особняк, в котором расположена Арт-вилла, построил в 1885 году архитектор и инженер польского происхождения Василий Болгарский. Он автор проекта «Храма воинской славы» в Тбилиси, сейчас это Художественная галерея на проспекте Руставели. У него была дочь, которая стала известной художницей – Вера Белецкая.

 

Во время Второй мировой войны в этом здании был приют, потом пионерский лагерь, затем дом был разграблен и заброшен. Сейчас здание официально принадлежит Академии Художеств, но идет процесс его передачи фонду, который состоит из группы художников. У нас также есть борд, партнеры, проводить фестиваль нам помогает министерство культуры.

Мы добиваемся создания арт-модели, где искусство может зарабатывать деньги, делать бренды, создавать интересные для туристов места. И у нас это получается.

Например, раньше в этом месте земля стоила очень дешево, около 50 тетри (около 14 центов), а сейчас цена выросла до 5 долларов. Здесь селятся интересные люди — художники, писатели, они покупают дома, землю. Дома покупают и иностранцы. И все из-за того, что здесь происходит живая жизнь. Просто жить на даче, на природе — скучно, а у нас – люди общаются, реализовывают свои фантазии.

Это модель того, что мы можем сделать с нашей прекрасной страной. Мы не производим нефть, но мы можем производить культуру.

То есть получается, что вы воплощаете мечту Пиросмани – говорят, он хотел, чтобы люди собирались, пили чай и говорили об искусстве?

Не совсем. Принимать гостей — это тяжелый труд. Пить чай у самовара приятно, но почти нет времени на это. У нас все время выставки – до ноября, пока позволяет погода. Кроме того, мы ищем способы интегрировать искусство в жизнь, а не просто создавать выставочные пространства.

 

Наша главная задача — создать атмосферу с комфортным качеством жизни. А это значит — общение с интеллектуальными людьми, чтобы такие люди сюда приезжали и давали стимул молодежи и другим тоже. У нас есть разные программы, приезжают студенты, недавно были даже из Лондона. Однажды здесь разместились 70 человек – жили в кемпинге, в палатках.

 

Сейчас мы строим небольшой отель. И в будущем, наверное, расширим мастерские для художников, чтобы им было удобно работать. Со следующего года я разрабатываю концепцию музея интересных людей и идей.

Наш фестиваль — не только шоу, это единственный фестиваль по-настоящему регионального уровня, который длится почти круглый год. Мы создали мощную инфраструктуру, альтернативу советской структуре. Тут и социальная задача, и образовательная, и интеграция местного населения, которому мы даем работу.

А какие есть другие достижения фестиваля, кроме замечательной атмосферы? 

Например, наш фестиваль уже давно дружит со знаменитым французским художником, архитектором и скульптором Жаном Дюпуи (Jean Dupuy), в гостиной висит подаренная им картина. Благодаря этим отношениям в центре Тбилиси появилась его скульптура «Велосипед», а на набережной в Батуми — скульптура «WHERE».  Когда эту скульптуру ставили в Париже, в саду Тюильри, нас тоже пригласили.

Также мы были первые, кто выступил под грузинским флагом на Венецианской биеннале в 2004 году. До этого грузинские художники выступали под флагом России или в частных коллекциях. А мы представили архитектурный проект Димитрия Мамацашвили.

Так что мы не просто делаем здесь фестиваль, но и представляем нашу культуру за пределами страны. К нам приезжает много интересных людей, благодаря этому, развивается и наша молодежь.

Только что на вилле закончили два проекта французские скульпторы. Шарль Серуа (Charles Serruya) создал «Черного льва», которого нарисовал Нико Пиросмани. А  скульптор Ричард Ди Роса (Richard Di Rosa) — проект в стиле ленд-арт под названием «Зезва» — так археологи назвали найденные в Грузии останки древнего человека – самые древние за пределами Африки.

Почему были выбраны именно эти проекты?   

Идея проекта состояла в том, что знаменитая картина Пиросмани «Черный лев» в 1995 году была похищена из нашей семьи. И вот, французские артисты захотели создать его здесь. Так они говорят нам, что «Черный лев» должен вернуться в Грузию, как и все остальное, что было потеряно — и Абхазия, и Самачабло.

Это как проявление солидарности художника с нашей страной. Отношение наших коллег к нашей стране и культуре, и к Пиросмани, и к Зезве. Так известные французские скульпторы стараются своим творчеством сделать Грузию более узнаваемой в мире.

www.newsgeorgia.ge


© 2011-2017, TRAVEL IN GEORGIA.