Американское издание The Washington Post назвало Грузию родиной янтарных вин, рассказав читателям об уникальном методе изготовления вина в квеври, включенном в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Материал о янтарных или, как их называют их в США, оранжевых винах, подготовил журналист Дейв Макинтайр. У него есть собственная колонка в The Washington Post, посвященная винной сфере. Журналист также пишет о винах в собственном блоге. Он часто приглашается в качестве члена жюри различными винными конкурсами.
Макинтайр признается, что всегда достаточно скептически относился к янтарным винам. Вместе с тем, в последнее время он открыл для себя несколько янтарных вин, которые произвели на него большое впечатление.
«Возможно, это произошло по той причине, которую поклонники жанра не одобряют: виноделы, похоже, привносят эту древнюю технику в современность», — говорит автор.
В топе янтарных вин Макинтайра – большинство от грузинских производителей.
«Оранжевые вина ассоциируются с Грузией – страной в горах Кавказа, вероятно, такой же древней, как и само вино. После недавних археологических открытий, насчитывающих 8 тысяч лет, Грузия претендует на звание родины вина. Однако широко популярны грузинские вина стали в последние десять лет. Возрождение Грузии как крупного производителя вина началось уже после восстановления независимости… Оранжевые вина по-прежнему вызывают споры, поскольку иногда кажутся совершенно необычными для наших современных вкусов. Это позволяет полюбить их или возненавидеть», — говорится в материале.
Макинтайр отмечает, что точного определения и ответа на вопрос: «Что же такое оранжевые вина?», не существует.
«Называете ли вы их оранжевыми или янтарными – это белые вина, ферментированные и выдержанные вместе с виноградными шкурками. Белые вина, которые полюбились многим из нас, производят путем разделения сока и шкурок сразу после отжима. Эта современная техника позволяет сохранить яркие фруктовые ароматы и свежесть. В том случае, если ферментация происходит за счет шкурок, образуется танин. Это позволяет сочетать вино с более тяжелой пищей, которая обычно не подходит к красным винам», — объясняет автор.
Он добавляет, что существует множество различных вариантов ферментации и выдержки янтарных вин.
«Традиционный грузинский метод заключается в том, что вино бродит и выдерживается в течение нескольких месяцев в квеври – большом глиняном сосуде, закопанном в землю. Квеври приняли на вооружение виноделы и в других странах. Некоторые также используют сосуды из нержавеющей стали или дубовые бочки», — говорится в статье.
Как поясняет автор, именно от выбора сорта винограда, сосуда для ферментации и времени, в течение которого сок будет бродить, зависит стиль янтарно-оранжевых вин.
Так, например, в американском штате Вирджиния янтарные вина производит компания «Королевские семейные виноградники». Они выдерживают вино в 500-литровых дубовых бочках. Через три недели шкурки извлекают, а вино продолжают выдерживать в тех же бочках. За счет небольшого времени ферментации, вино не успевает приобрести слишком интенсивный цвет. Вместе с тем, его достаточно для получения танинов.
На калифорнийской винодельне «Donkey and Goat» шкурки извлекают уже через неделю. Оранжевые вина из сорта «Совиньон блан» делает болгарская Villa Melnik, которая ферментирует вино на шкурках в течение двух недель. Существуют и такие вина, которые получают за счет смешения оранжевых и обычных белых вин.
В Грузии Макинтайр отметил два янтарных вина, которые он называет «впечатляющими». Первое – это Baia’s Wine 2016, сделанное из местного сорта винограда «Цоликаури».
«Его выдерживают вместе со шкурками в течение трех месяцев, это больше, чем у многих других производителей, но вино получается просто восхитительным с ароматами фруктов, таких как айва и груша», — сказано в материале.
Другое янтарное вино, отмеченное автором – это Orgo от компнии Dila-O. Его получают из смеси сортров «Ркацители» и «Мцване» и ферментируют в течение месяца. Макинтайр говорит, что это вино похоже на «восхитительный салат из дыни».
Журналист добавляет, что сегодня янтарные вина стали «мостом между современным виноделием и древними традициями». Одновременно, для многих, например, для Грузии, «эти вина проникают глубоко в национальную и культурную традицию».
У профессора университета Джонса Хопкинса и президента грузино-американского бизнес-совета Мамуки Церетели есть собственная теория, касательно того, почему на протяжении веков янтарные вина в Грузии оставались столь популярны. Церетели принадлежит компания Georgian Wine House, которая занимается импортом грузинских вин.
«Грузия — это место, где традиция изготовления и хранения вина в глиняных судах насчитывает 8 тысяч лет, а также сотни уникальных сортов винограда», — говорит Мамука Церетели.
По его словам, янтарные вина улучшают пищеварение, придавая им важную роль в сфере грузинского гостеприимства. «С традицией длинных ужинов во главе с тамадой, вина, которые бродили вместе с виноградной шкуркой, лучше всего подходят для употребления в больших количествах», — добавил он.
www.newsgeorgia.ge